Зачем нужен ЦККИ, как получить из него справку и что именно хранит Центральный каталог, написано далее.
Зачем нужен ЦККИ заемщику
Центральный каталог рядовому гражданину нужен для получения своей кредитной истории. За такой информацией один раз в год бесплатно можно обратиться в свое БКИ. Но чтобы это сделать, нужно знать, в каком именно бюро находится конкретная кредитная история. Вот на такой запрос ЦККИ и предоставляет ответ.
Какие задачи выполняет ЦККИ
Основных функций у ЦККИ не очень много. Он должен:
- собирать информацию у БКИ;
- хранить полученную информацию;
- отвечать на запросы субъектов и пользователей КИ;
- осуществлять временное хранение КИ, полученных из реорганизованных, исключенных или ликвидированных БКИ.
Что именно хранится в каталоге
ЦККИ не хранит непосредственно кредитные истории. В каталоге размещена следующая информация:
- Данные с титульных листов КИ (подробнее о структуре КИ написано в отдельной статье).
- Сведения относительно местонахождения БКИ, которые хранят соответствующие титульным страницам кредитные истории.
- Коды субъектов КИ.
Кому предоставляется информация из ЦККИ
Выдать информацию согласно закону ЦККИ может следующим категориям обратившихся к нему:
- непосредственно субъект КИ;
- пользователь КИ;
- нотариус при производственной необходимости (например, в процессе проверки оставшегося его клиентам наследства).
Сколько времени ЦККИ хранит данные
Срок хранения информации зависит от ситуации:
- Когда БКИ передает в Центральный каталог сведения о том, что определенная кредитная история хранится у него, ЦККИ хранит эти данные до поступления информации от БКИ об аннулировании КИ. Согласно вышеупомянутому закону РФ, обычно это происходит через 10 лет после последнего изменения конкретной кредитной истории.
- Когда ЦККИ получает на хранение кредитные истории расформированного по каким-то причинам бюро, то он обязан их хранить всего 5 лет.
Как сделать запрос в ЦККИ, зная код субъекта КИ
Чтобы сделать запрос в Центральный каталог, имея информацию о своем коде субъекта КИ, нужно сделать выполнить следующие действия:
-
Посещение раздела о кредитных историях на сайте Центробанка:
-
Выбор раздела о запросе на предоставлении информации о БКИ:
-
Выбор формы отношения к кредитной истории (заемщик является субъектом, все остальные – пользователями):
-
Выбор значения, подтверждающего то, что код субъекта известен:
- Выбор соответствующего значения согласно тому, кто именно делает запрос: физическое или юридическое лицо. Конкретный человек, который хочет узнать свою КИ, является физическим лицом, а компания, отправляющая аналогичный запрос, – юридическим.
-
Проставление галочки, подтверждающей факт ознакомления с условиями интернет-запроса.
-
Заполнение формы, проставление галочки, подтверждающей факт ознакомления с правилами запроса, нажатие на «Отослать данные».
ВАЖНО!
Чтобы запрос был обработан, нужно правильно заполнять форму. А именно:
- ФИО граждан РФ писать кириллицей (например, «Иванов Иван Иванович»).
- Дату указывать, сначала отображая число, далее – месяц, а потом – полностью год, в следующем формате «02.09.2009».
- Номер и серию паспорта писать слитно (например, «4608654327»).
- Между словами делать не больше одного пробела.
-
Получение подтверждения того, что запрос отправлен:
-
Получение ответа на указанный в запросе email:
-
если у указанного субъекта КИ нет кредитной истории или если форма заполнена с ошибками (в том числе по причине смены паспорта или фамилии), ЦККИ пришлет ответ с просьбой уточнить реквизиты запроса (основные причины, по которым может прийти такой ответ, указаны на схеме);
- если у указанного субъекта кредитная история есть и форма была заполнена правильно, ЦККИ на электронную почту отправит список БКИ, которые хранят нужную кредитную историю.
-
если у указанного субъекта КИ нет кредитной истории или если форма заполнена с ошибками (в том числе по причине смены паспорта или фамилии), ЦККИ пришлет ответ с просьбой уточнить реквизиты запроса (основные причины, по которым может прийти такой ответ, указаны на схеме);
После всех этих действий можно уже непосредственно заняться вопросом получения самой кредитной истории.
Можно ли получить ответ из ЦККИ без кода субъекта КИ
Без кода получить информацию с помощью онлайн-запроса на сайте Центробанка нельзя. В этом случае можно задачу можно решить двумя путями:
- Обратиться в какую-то кредитную организацию или бюро кредитных историй, имея при себе идентифицирующие личность документы (можно взять с собой, например, паспорт, а полный список доступен по ссылке) и сформировать код, а после отправить запрос в ЦККИ уже с кодом.
-
Отправить запрос в ЦККИ через кредитные организации (банки, кредитные кооперативы и т. д.), БКИ, нотариусов или почтовые отделения, которые могут послать телеграмму. Данные, которые обязательно нужно указать в запросе, представлены на схеме.
Пример отчета из ЦККИ

Обязательно ли для получения информации по своим кредитам контактировать с ЦККИ
ЦККИ помогает решить заемщикам важную задачу: получить данные по всем имеющимся у них займам. Для того чтобы не иметь проблем в будущем с получением кредитов, трудоустройством, выездом заграницу и многими другими вопросами, нужно в обязательном порядке периодически эту информацию проверять. Только так можно быть уверенным, что там все данные отображены правильно. Для бесплатной проверки КИ, которую можно делать только раз в год, контакт с ЦККИ (в случае отсутствия информации о своем БКИ) обязателен. Однако есть значительно более быстрый и простой способ получения тех же данных – это заказ кредитного рейтинга. Процесс его получения не требует ни дополнительных усилий, ни большого количества свободного времени. А кроме того, факт получения кредитного рейтинга (в отличие от получения ответа на запрос КИ) не оказывает негативного влияния на кредитную историю.